Существует много видов счастья. Все разнообразие приятных ощущений можно назвать одним словам «счастье». Но счастье немного по-разному выглядит: оно бывает с разной глубиной, бывает тяжелое и легкое. Есть длительное счастье и скоротечное счастье. Есть оглушающее счастье, есть возвышающее счастье. Огромное разнообразие. Иногда кажется, что счастье может быть только от бутербродов и все и это единственный источник счастья. Хотя на самом деле может быть много вариантов, но так как мы ограничены, то мы лишаем себя другого счастья.
Давайте посмотрим на эту огромную палитру счастья и выделим категории. Для того чтобы анализировать, можно брать критерии, но мы возьмем за основу классификации счастья стих из Вед. В Ведах говорится, что Брахман предстает в пяти формах. Брахман – это все сущее, все, что мы видим, великий, всеобъемлющий. Этим словом обозначают Абсолютную Истину. В Абсолютную Истину входит все то, что мы видим, все то, что мы не видим, это все, что есть. Этот мир и все, что за пределами этого мира, – все это Брахман. Существует пять проявлений этого Брахмана, то есть этот мир может восприниматься нами на пяти уровнях. Это означает, что мы можем соприкасаться с ним с разной глубиной.
В Ведах приводят аллегории. В одной аллегории сравнивают мир с деревом, а в другой весь мир сравнивают с человеческим телом. Я приведу пример со вселенским деревом. В этом дереве все листочки, веточки – это все разные элементы этого мира. Люди, светофоры, скрипучие полы и хрустящие стулья – все это находится на этом дереве. У этого дерева есть корень, есть крона, и по этому дереву циркулирует сок. Сок, который циркулирует по дереву, называется энергией блаженства. Вот это как раз приятное ощущение. Где больше всего этого приятного ощущения будет в дереве? В корне. Корень генерирует эту энергию счастья и доносит до разных частей этого дерева. Где будет меньше всего этой энергии? На листочках. То есть получается, что те, кто соприкасается с этим миром поверхностно, могут, конечно же, обрести счастье, так как они обращаются к миру, они служат миру. То есть они делают какой-то процесс или что-то приятное для этого мира, с которым соприкасаются. Если люди поверхностно соприкасаются с миром, им доступно счастье, но доступен самый минимальный объем этого счастья. Но даже с этим минимальным объемом счастья нужно правильно обращаться. Но чем глубже человек идет к корню этого дерева, тем большее количество счастья он обретает. В этом заключается идея.
Существует пять видов счастья. Первый уровень называется «аннамайа» – это счастье, которое возникает от взаимоотношения с чувствами. Счастье, которое человек получает от общения с другими живыми существами, называется «пранамайа». Гьянамайа – это счастье, которое возникает от взаимоотношений или от служения законам, которые вложены в этот мир, в котором мы живем. Если жить по законам, человек может испытать третий вид счастья. Вигьянамайа – четвертый вид счастья, который возникает, когда человек соприкасается с вечностью. Анандамайа – пятый вид счастья, когда человек непосредственно соприкасается с корнем всего, источником всего, который по-разному называют: Пуруша, Бог, Творец. Но это корень этого дерева.
Олег Сунцов